Руслан Левиев (ruslanleviev) wrote,
Руслан Левиев
ruslanleviev

Categories:

Проверка опровержения Минобороны РФ об авиуадаре по мечети в Сирии

Read this post in English

Disclaimer от команды CIT: данное расследование было проведено в основном силами команды Bellingcat. Те моменты, где принимала участие наша команда Conflict Intelligence Team (помогая команде Bellingcat), отмечены в тексте специально.

1 октября 2015 года в Интернете появились сообщения о российском авиаударе по мечети в городе Джиср эш-Шугур в провинции Идлиб. Местные активисты разместили в социальных сетях сообщения и видеозаписи, на которых, по их заявлениям, были изображены повреждения мечети Омар ибн Аль-Хаттаб (Omar bin Al-Khattab) на севере города. Эти заявления опубликовали различные СМИ, в том числе Reuters, британская газета the Daily Telegraph и катарский телеканал Al Jazeera. Генерал-майор ВС РФ Игорь Конашенков подтвердил присутствие в этом районе российской авиации, сообщив, что «самолеты СУ-24М полностью уничтожили командный пункт боевиков на северной окраине Джиср-Эш-Шугур в провинции Идлиб». 30 октября Министерство Обороны Российской Федерации отреагировало на вышеупомянутые заявления в ходе пресс-конференции о российских авиаударах в Сирии:



В опубликованном тексте пресс-конференции Минобороны РФ говорится следующее:

«Так, в западных средствах массовой информации появилась очередная "газетная утка" о якобы разрушенной российской авиацией в ДЖИСР-ЭШ-ШУГУРЕ, провинция ИДЛИБ, мечети имени Умара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука.

Сегодня Минобороны России показывает реальную картину, используя данные объективного контроля.
Далее представлен аэрофотоснимок упоминаемой мечети, сделанный 29 октября 2015 г.
На фотографии отчетливо видно, что мечеть не имеет никаких повреждений. Поэтому все так называемые разоблачения, опубликованные рядом довольно авторитетных западных изданий — не что иное как обыкновенная фальшивка, не имеющая под собой никакой фактической основы»


Следующее изображение было представлено Минобороны РФ как «аэрофотоснимок, сделанный 29 октября 2015 г.», на котором якобы изображена неповрежденная «мечеть имени Умара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука»:



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

Хотя Минобороны РФ не указало дату сообщений о бомбардировке мечети, местные активисты из Джиср эш-Шугура сообщали только об одной бомбардировке мечети в октябре 2015 г., поэтому можно предположить, что Минобороны РФ имеет в виду сообщения от 1 октября.

Вопрос в том, какое из этих двух противоположных заявлений подтверждается фактами. Основная задача — установить, является ли мечеть, подвергшаяся бомбардировке, по заявлениям местных активистов, той же самой, что изображена на фотоснимке Минобороны РФ. Первым указанием на то, что авиаудару подверглась другая мечеть, стало название, используемое местными активистами. В сообщениях в социальных сетях, касающихся этого события, активисты называют подвергшуюся авиаудару мечеть «Мечеть Омар ибн Аль Хаттаб», но не «Мечеть Аль Фарук Омар ибн Аль Хаттаб», как ее называет Минобороны РФ. Команде Bellingcat также удалось связаться с местными активистами, которые подтвердили, что мечеть, подвергшаяся авиаудару 1 октября, называлась «Омар ибн Аль Хаттаб». Они также заявили, что мечеть, изображенная на снимке Минобороны РФ, известна как «мечеть Аль Фарук» (а не «мечеть имени Аль Фарука Умара ибн Аль Хаттаба»), и прислали следующую фотографию, где на самом здании видно название мечети:



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

На историческом спутниковом снимке Google Earth от 20 июля 2011 г. видно три ряда окон сбоку мечети рядом со стеной, как и на фотографии мечети:



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

Активисты также предоставили фотоснимок мечети с большого расстояния, на котором виден характерный синий купол и более понятны размеры мечети:



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

На видео последствий авиаудара от 1 октября видно крышу мечети как снаружи, так и изнутри. По кадрам снаружи видно, что на крыше мечети нет синего купола, а сама мечеть ниже, чем мечеть Аль Фарук:



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

Видна также внутренняя часть мечети, причем её крыша явно цела. На изображениях последствий авиуадара отсутствуют обломки синего цвета, поэтому нельзя предположить, что купол провалился внутрь здания.



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

Тарик Абдул Хак, член Местного Координационного Комитета Джиср эш-Шуггура, подтвердил, что подвергшаяся авиаудару мечеть называлась «Мечеть Омар ибн Аль Хаттаб» и располагалась по координатам 35.821077, 36.322102 в северной части Джиср эш-Шуггура. Чёткие спутниковые снимки этой местности отсутствуют, однако Тарик Абдул Хак предоставил кадр из видео с беспилотника, которое местные жители записали в начале апреля 2015 года, на котором видна местность в районе мечети Омар ибн Аль Хаттаб (мы развернули изображение на 180 градусов, полный размер см. здесь):



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

Это изображение позволяет сопоставить элементы видео и фотографии последствий авиаудара по мечети с изображением с беспилотника. Например, здесь, где камера направлена на юг, ясно видно баки на крыше соседнего здания и отсутствующая секция стены здания к югу:



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

На приведённом ниже изображении с видео Orient News, снятого с восточной стороны мечети с направленной на юг камерой, видно бело-синие гаражные ворота и две пары окон рядом с ними:



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

Среди обломков во дворе к северу от мечети также видны обломки верхушки минарета:



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

На изображении того же места с другого угла в обломках видны элементы шестиугольного минарета:



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

На некоторых кадрах, снятых до 1 октября, минарет виден в целости и сохранности. Наиболее позднее изображение, снятое до 1 октября — видео от 11 августа, на котором виден город, а вдалеке виднеется минарет (отмеченный красным ниже исследователями команды Conflict Intelligence Team):



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

На различных фотографиях и видео, размещенных в сети местными активистами, также можно найти сходные элементы, что ясно показывает, что 1 октября в Джиср эш-Шугуре авиаудару подверглась мечеть Омар ибн Аль Хаттаб на севере города, а не мечеть Аль-Фарука (неверно называемая Министерством Обороны РФ как мечеть «имени Умара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука») на западе города, упомянутая Минобороны РФ. Расположение обеих мечетей видно на изображении ниже:



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

К северу расположена мечеть Омар ибн Аль-Хаттаб (Omar Bin Al Khattab), по которой фактически и был нанесен авиаудар, к западу — мечеть Аль Фарук (Al Farooq), указанная на аэрофотоснимке Минобороны РФ; последнюю МО назвало «мечеть имени Умара ибн Аль Хаттаба Аль Фарука», хотя в действительности она называется просто «Мечеть Аль Фарук».

Также следует отметить, что на аэрофотоснимке Минобороны РФ расположение мечети Омар ибн Аль Хаттаб скрыто рамкой с текстом в верхней части изображения:



Кликните на изображение, чтобы посмотреть его в большом размере

После того, как команда Bellingcat связалась с местными активистами, они разместили заявление на своей странице в Facebook, приложив изображения, предоставленные Bellingcat, а также подтвердив названия мечетей, указав, что бомбардировке подверглась только мечеть Омар ибн Аль Хаттаб, и повторив заявление, что по мечети нанесла удар российская авиация.

Исходя из приведенного выше анализа, очевидно, что заявления, сделанные Минобороны Российской Федерации 30 октября, не соответствуют действительности. Невозможно установить, является ли причиной этого плохая разведка или намеренная попытка ввести общественность в заблуждение.

Автор: Eliot Higgins при участии команды расследователей Bellingcat и Conflict Intelligence Team.

Tags: Минобороны, Путин, Россия, Сирия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments