Руслан Левиев (ruslanleviev) wrote,
Руслан Левиев
ruslanleviev

Category:

Как вы это делаете?

В плане художественной литературы я считаю себя абсолютно необразованным человеком. Недавно я дочитал книгу братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и это была, по моим прикидкам, пятая или шестая художественная книга, прочтённая мною за всю жизнь. Включая школьный период. Я так ни разу и не прочитал «Войну и мир» и понятия не имею о чём там речь (разве что очень отдалённо, исходя из подготовленных к школьным урокам пересказов, которые в свою очередь были найдены в интернете или списаны у одноклассников). Я не читал Гоголя, Чехова. Не знаю содержания рассказа «Вечера на хуторе близ Диканьки». Одна из немногих художественных книг, которую я прочитал за время обучения в школе — «Мастер и Маргарита» Булгакова. И прочтение этой книги мне далось ровно с таким же невероятно большим усилием, как и книга Стругацких.

И дело не в какой-нибудь лени или нежелании читать. Я обожаю читать книги. За первые полгода после моего переезда в Москву я накупил столько книг, что они заполонили всё пространство комнаты, которую я когда-то снимал. И я прочел их все до одной. Нет, это была не художественная литература, это была «учебная литература», которая давала те или иные знания. Это были учебники по программированию, по бухгалтерии, по финансам, по маркетингу.

Для меня нет ничего скучнее художественной литературы. Я не понимаю, как вам это нравится. Как вам вообще это может нравиться. Когда очередная художественная книга заставляет меня представлять в голове выдуманный мир, где некий программист Саша Привалов устраивается на работу к Янусу Полуэктовичу, чтобы учится доброму волшебству, мой мозг начинает просто бунтовать: «Какая скукота! Занудство! Неинтересно!»

Семья моей девушки очень начитанная. И она сама тоже. У них дома и на даче в каждой комнате стоит куча шкафов доверху заполненных художественной литературой. И процесс чтения у них продолжается всю жизнь нон-стопом. Процесс идёт «сверху-вниз». Отец семейства прочитывает, например, очередную книгу Стругацких, затем передаёт маме Маши, потом самой Маше, сестре и т.д. И все читают с большим удовольствием, а потом постоянно между собой обсуждают те или иные детали. Поэтому конечно и меня сразу начали спрашивать «а читал ли я то», «а читал ли я это», и вполне естественно, что для них стало большим удивлением, что я не читал не то что Стругацких и многих прочих современных авторов, про которых они у меня спрашивали, но и всю школьную программу: Есенина, Толстого и т.д. Собственно моё чтение книги Стругацких и прошло по их наставлению («ты просто должен это прочитать»), да и мне самому становится порой стыдно, что друзья, знакомые, партнёры или просто собеседники вспоминают те или иные моменты из общеизвестных со школьного курса рассказов, а я даже не знаю о чём там шла речь.

Как и на прочую художественную литературу, на одну совсем небольшую книжку Стругацких у меня ушло примерно 4 месяца. Я буквально силой заставлял себя читать эту книгу и вникать в суть. За то же самое время я прочёл множество учебной литературы. Из последних: «Анализ ценных бумаг» Грэма и Додда. Я не имею практически никакого отношения к финансовой аналитике, но такая учебная литература читается мною буквально на одном дыхании, а затем по многу раз перечитывается. На каждую подобную книгу я трачу в среднем 2-3 дня. И дело даже не в «близкой к деятельности тематике» — я с таким же удовольствием читаю книги по строительству, биологии, пару раз даже с большим удовольствием читал книги по медицине. Конечно, в этих книгах, которые я читаю, мне не понятно большое количество специальных терминов (ведь я не учился на соответствующие специальности), но даже при всём при этом, эти книги кажутся намного более интересными, чем рассказ о деятельности Тройки по признанию пришельца явлением необъяснимым (всё те же Стругацкие, «Сказка о Тройке»). Это книги, от которых у меня, как говорится, «волосы на голове шевелятся». Ты начинаешь понимать те или иные вещи, явления, предметы и уже представляешь в голове как можешь сделать ту или иную вещь, которая сделают твою жизнь лучше. А после прочтения любой художественной книги мне всё время хочется сказать «И что?» Мне всегда казалось и кажется поныне, что чтение художественной литературы — абсолютно бесполезное занятие, прожигание времени впустую, когда его можно потратить с большей пользой.

Отдельный момент по поводу книг-автобиографий известных бизнесменов, политиков и т.д. Если в этих книгах раскрываются какие-то новые знания, методики, приёмы, то я с большим удовольствием читаю их. Взять, например, книги Сержио Зимена (бывший руководитель по маркетингу бренда Coca Cola) «Бархатная революция в рекламе», «Конец маркетинга каким мы его знаем» — это, на мой взгляд, несомненно, автобиографические книги. Но материал в них построен и преподнесён так, что он обучает читателя, рассказывает как тот или иной специалист должен действовать в таких-то условиях и что за этим последует. И обратный пример: Ричард Брэнсон «Теряя невинность». Редкая скукотища, немного попахивающая даже псевдонаучными психологическими тренингами наподобие фильма «Секрет». Нет, Ричард Брэнсон несомненно талантливейший предприниматель и я сам восхищаюсь его талантом. Но написанная им книга скучна и пресна. Это просто какая-то ода в его честь, практически без полезных знаний. Никогда не сдавался в борьбе за рынок? Молодец. Вёл себя дерзко и вызывающе на рынке? Отлично. Не слушал тех, кто говорил ему, что ничего не выйдет? Умница. Но что в этом нового? Это что, какой-то секрет успеха? Методика по достижению успеха в бизнесе? Вам любой более или менее успешный предприниматель, даже абсолютно неизвестный, может рассказать практически аналогичную историю.

Вот такой парадокс интересов у меня. Художественная литература, которую большинство любят читать, делиться, обсуждать я считаю дико скучной и занудной, а различные учебники, технические спецификации для меня являются увлекательнейшим чтивом. И из-за того, что те или иные произведения (ну например та же «Война и мир» Толстого) знают практически все, и более или менее могут рассказать, о чём там идёт речь, а я не знаю ни имена героев, ни тем более содержания рассказа — из-за этого я порой ощущаю себя эдаким необразованным быдлом. Под «всеми» я имел ввиду не случайных прохожих, а свой круг общения. Интересно, что при всём при этом я люблю смотреть фильмы. А ведь фильмы — это в некотором роде тот же художественный рассказ.

Может у меня действительно не всё в порядке с головой, как говорит С. Ю. Полонский?
Tags: жизнь, интересы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments